Летопись формирования всемирно известного сегодня покер-рума PokerStars хорошо известна. Журналисты и специалисты, работающие в гемблинговой сфере, изучили тему появления Покер Старз казалось бы досконально. Однако всегда более интересно ознакомиться с версией и позицией тех людей, которые находились непосредственно у истоков, которые собственно и создавали компанию. Одним из них является Терренс Чен.
Представляем вашему вниманию воспоминания и некоторые комментарии, которые Терренс Чен сделал несколько лет назад. Напомним, что совсем недавно канадец решил вернуться в покер. Из большой игры он уходил на 10 лет, которые провел в качестве бойца ММА. Сегодня Чен вновь в покерном строю, а его версия истории начала работы PokerStars и того, что предвещало появление рума, выглядит весьма интересно.
Соответствующие записи Терренс Чен сделал в 2006 году — тогда, когда было принято решение о публичном размещении акций PokerStars. Правда, акции так и не были тогда размещены — реализовывать их стало невыгодно, так как в онлайн-покере в США у красно-пиковых не осталось конкурентов. Их устранил принятый в США в октябре 2006 года «Закон о предотвращении незаконных азартных игр в интернете (UIGEA)». Так вот во время столь значимых для рума событий и были написаны воспоминания Терренса Чена. Предварял же их комментарий следующего содержания:
В начале было письмо
В конце 2000 года совершенно неожиданно на мой электронный адрес пришло странное послание, состоявшее всего из пары предложений. В письме было написано что-то типа «Терренс, у меня есть идея, которую я бы хотел с вами обсудить. Не могли бы вы связаться со мной по номеру и т.д.».
Не скрою, что обращение подобного рода меня немало удивило и заинтриговало. Я решил навести справки об авторе и задал в поисковик соответствующие данные. Не стану называть его имени, так как мне хорошо известно, что этот человек предпочитает сохранять анонимность. Согласно полученной из электронного поисковика справке этот человек был известен как игрок в покер, которому удалось попасть в ITM на WSOP, а также как специалист, имеющий некоторые достижения в области компьютерных технологий.
Я позвонил ему по номеру, который был указан в письме. В разговоре этот человек представился предпринимателем, который хотел бы инвестировать средства в создание покерного сайта. В то время покер в интернете был представлен лишь несколькими сайтами типа Paradise, Planet, большинство из которых сегодня уже приказали долго жить.
Мой собеседник также сообщил, что он собрал отличную команду квалифицированных и опытных программистов, что обдумал и разработал неплохой бизнес-план. Единственное, чего ему не хватало, так это нескольких настоящих игроков в покер. Он признался, что для него покер лишь хобби. Он понимает покер, но не живет этой игрой.
Я же уже несколько лет вплотную занимался только покером и буквально впитывал всю существующую информацию. Более того, я был заинтересован в том, чтобы пополнять багаж своих знаний и в дальнейшем. Моя активность на специализированных форумах, по всей видимости, заинтересовала этого человека и подвигла выйти на меня с предложением о сотрудничестве. Он рассказал, что ему нужны люди, которые бы смогли дать консультации по поводу того, каким должно быть хорошее покерное приложение, какие пути есть для дальнейшего развития сайта и так далее.
Терренс Чен в команде
Я согласился на сотрудничество на определенных условиях. Так я вошел в состав команды в качестве консультанта, который будет частично занят этим проектом. Помниться еще одно выражение из переписки с тем человеком: «Не существует никаких причин, которые бы помешали нам не только достичь уровня Paradise, но и обогнать его при условии формирования отличного софта и поддержки».
Тогда, в конце 2000 года, такое заявление показалось мне смешным, ведь Paradise являлся не только самым значимым игроком на соответствующем рынке, этот сайт по сути представлял собой этот рынок! В те времена ресурс в хорошие дни собирал по три тысячи человек! Аж по три тысячи! Каким образом мы собирались добраться до таких высот? Тогда я думал, что если наш проект добьется этого, я был бы счастлив. Но идея выглядела весьма интересной и перспективной!
Как появился PokerStars
Практически весь следующий 2001 год шли консультации покеристов и программистов, занятых в этом стартапе. Мы обсуждали и выявляли проблемы больших покер-румов, раздумывали над тем, стоит ли предлагать безлимитный и пот-лимитный форматы или остановиться лишь на лимитированном покере (да-да, многие сегодня могут удивляться тому, что тогда наиболее популярным был лимитный покер, а не безлимит, как сейчас). Мы обсуждали даже казалось бы незначительные детали. Такие, к примеру, как «должна ли кнопка подразумевать рейз в $10 или до $10». К слову, я был сторонником второго варианта.
В середине 2001 года мы задумались над тем, какое название дать нашему детищу. Художник предложил несколько вариантов, некоторые из которых были довольно забавными. В итоге решили остановиться на названии Poker Stars. Все оставшееся время лета я занимался только подготовкой материалов для сайта, абсолютно забросив подготовку к экзаменам. Некоторые страницы сайта до сих пор можно в целом охарактеризовать в качестве моей работы. Кстати, именно мне принадлежит идея объединения двух слов в названии ресурса в одно — PokerStars. Эта стандартизация — моя заслуга.
Как Чен анонсировал Покер Старз в день теракта
Признаться, запуск PokerStars стал для меня одним из не самых приятных моментов работы в интернете. В один из сентябрьских вечеров 2001 года мне пришло письмо от руководителя, в котором он поручил мне сделать анонс о начале игры в руме на условные фишки для форума rec.gambling.poker — RGP. До этого на протяжении нескольких дней мы провели турниры, в которых участвовали игроки по приглашениям. Это нужно было, чтобы проверить систему на баги. Все прошло удачно и мы были готовы к запуску бета-версии на play-money.
10 сентября я подготовил текст анонса и отправился спать, чтобы назавтра отправить его на RGP. Проснувшись, я просто кликнул на «Отправить», даже не обновляя страницу и не читая никаких других новостей. И только потом я узнал о террористических атаках, которым подверглись Соединенные Штаты. Естественно, ощущал я себя тогда не в своей тарелке, мягко говоря: во время терактов погибло огромное количество людей, а я тут пишу о начале работы покерного сайта. Но, как ни странно, пользователи форума не стали обрушивать на меня свой праведный гнев. Скорее всего, сказалось шоковое состояние, которое абсолютно всех постигло в этот день.
Но даже такой скомканный анонс и дебют не помешали «старзам» стать главной темой форума RGP. Пользователям сразу же пришлось по вкусу программное обеспечение рума. Игроки отмечали, что могут регулярно играть в МТТ вместо обычных сит-энд-гоу, которые на Paradise в то время именовали просто «турнирами». Но самое большое впечатление на всех оказала оптимизация софта, а ведь это была только бета-версия!
Как на Покер Старз появился покер на реальные деньги
Игра на настоящие деньги началась в руме в 2002 году. Наша команда набирала сторонников без всякой рекламы — только благодаря тому, что довольные пользователи делились друг с другом впечатлениями.
В этом промежутке времени в команду влился Стив Морроу, который занял место менеджера онлайн-рума. Техническая поддержка привлекалась в то время на условиях «аутсорсинга». Занимался ею колл-центр, расположенный в Торонто, работой которого ведали наш босс и его сын. Естественно, сотрудники этого колл-центра мало что понимали в проблемах, с которыми сталкивались покеристы, они могли немного проконсультировать разве что в вопросах казино. Обработка же всей почты легла на плечи Стива, поэтому громкое звание менеджера онлайн-рума сводилось тогда к работе парня из техподдержки.
Тогда-то наш босс поинтересовался, не хотел бы я заняться полноценной работой в качестве эффективного консультанта покеристов. Но, учась на третьем курсе университета и будучи хорошим ребенком из азиатской семьи (а это значит имеющим диплом о высшем образовании), я был вынужден отказаться. Я отказался, а корабль PokerStars набирал обороты. Через некоторое время мне делают повторное предложение. Тогда мне оставалось лишь два месяца до получения диплома, и я согласился на условиях, что буду работать не полный день и из стен своего дома, так как параллельно должен учиться. В перспективе же мне предстоял переезд в Торонто, где я должен был работать с персоналом в течение всего дня.
Чен и служба техподдержки «старзов» в Коста-Рике.
Но не прошло и месяца и планы изменились. Нашего босса не устраивала работа саппорта в колл-центре в Торонто. Он принимает решение о создании полноценной Службы технической поддержки. Причем базироваться она должна не в Торонто, а в Коста-Рике. Сначала я даже не понял, куда придется ехать. Однако после того как в Интернете нашел необходимую информацию об этой стране, а также узнал, что в ней живет немало американцев и канадцев, без особых раздумий согласился на переезд. 24 сентября 2002 года я приступил к своим обязанностям в Коста-Рике.
В команде первое время нас было четверо: босс, его сын, Стив Морроу и я. Чуть позже мы взяли к себе еще семерых — шестерых костариканцев и одного гражданина США. В покере немного разбирался только американец. Мне пришлось обучать новичков покеру, вплоть до того, чтобы объяснять, чем стрит отличается от флеша, а турнирный покер от кэша. Я считал, что очень важно, чтобы они знали все это, ведь если человек знает покер, ему известно, что нужно игрокам и почему.
Крис Манимейкер перевернул мир
Поступательное развитие PokerStars продолжалось до августа 2003 года. До тех пор пока Крис Манимейкер навсегда не изменил покерный мир. Его победа на Мировой покерной серии имела эффект разорвавшейся бомбы и сделала эту игру и сайт популярными! В том же году я получил новую должность в компании, теперь я управлял абсолютно всеми операциями в службе технической поддержки рума. Однако проработал я в этой должности меньше года.
Причиной всему стало письмо от моих четверых друзей. Все они были покерными онлайн-профи первого поколения, из тех кто играл более четырех столов одновременно. С троими из них я катал в домашних играх в Ванкувере на лимитах $0,5/$1 PL. Так вот они приехали в Коста-Рику и приглашали с ними встретиться. Я давно с ними не встречался, поэтому согласился увидеться.
После общения с ними меня стали посещать мысли, почему я не живу так, как живут они, почему не занимаюсь тем, чем занимаются мои друзья? Они жили свободной жизнью, путешествовали, когда им вздумается. Я подумал, что можно без особых проблем играть и выигрывать по $1 000 в день и жить в свое удовольствие. Передо мной были четыре подтверждения моим мыслям. И когда я сравнил свои результаты в покере за последнее время, количество сыгранных раздач, вспомнил, сколько денег находится на моем банковском счету, я сразу же решил сделать то, что должен был сделать уже давно — уходить из компании и начинать гриндить!
Терренс Чен в свободном плавании
В августе 2004 года я покинул команду PokerStars. Работу службы технической поддержки возглавил Скотт Байрон. Тот саппорт, который функционирует сегодня, намного больше того, что был при мне. Но каждый раз, когда я бываю в Коста-Рике, я обязательно заглядываю в офис и каждый раз там все больше и больше сотрудников.
Со временем поток предложений о работе от других румов иссяк. Эти предложения, конечно же, тешили мое самолюбие и только. Я получал их работая еще на «старзах», но никогда не задумывался над тем, чтобы поменять команду.
Сегодня моя жизнь кардинально изменилась. Я люблю играть в онлайне, заработки здесь дают мне возможность жить так, как я считаю нужным, строить планы на перспективу. Эта свобода ощутима и реальна. Я ложусь спать и встаю, путешествую, встречаюсь с друзьями, хожу в спортивный зал когда хочу. Главное, что я в любой момент могу располагать собой и найти время заняться тем, что считаю необходимым.