У каждого игрока есть свои слабые места. У одних они более, у других менее очевидные. Но даже в игре Фила Айви есть уязвимые места — лики. Просто они намного более изысканные, нежели недостатки, например, начинающего «автоответчика». Поговорим о ликах.
Что такое лики?
Лик – слабое место игрока, присущая ему ошибка, в результате совершения которой он систематически теряет деньги. В числе наиболее распространенных ликов: редкие фолды, недостаточное повышение ставки, подверженность тильту, принципиальная игра в 4-бет и так далее.
Как выявить недостатки в своей игре?
Соберите весь имеющийся материал по раздачам, в которых вы участвовали. Это могут быть видеозаписи, еще свежие в памяти игры с конкретными противниками и руками, расписанные в блокноте или смоделированные в специальных покерных программах, например, PokerTracker или Hold’em Manager.
Если под рукой всегда есть как минимум хорошо разбирающийся в покере товарищ, с которым вам никогда не придется разыгрывать важный пот за одним столом, попросите его дать свой комментарий. Поверьте даже такими способами вы сможете выявить свои лики, чтобы затем их устранить.
Как избавиться от ликов?
Проверенная временем методика устранения ликов или работы над ошибками предусматривает несколько этапов усовершенствования.
Первый этап: составляем список ликов
Условно он может выглядеть следующим образом:
- Склонность к игре «автоответчиком»
- Расчет шансов банка без учета возможных комбинаций оппонента
- Редко защищаю блайнды, играя вне позиции
- Теперь вы наглядно видите, что именно мешает вам извлекать максимум или терять минимум во время каждой сессии.
Второй этап: определяем масштаб
Под масштабом в данном случае подразумевается не только частота проявления лика, процент негативных последствий и их размер, но и время, необходимое для исправления ситуации. Например, вы играете в роли автоответчика в семи из десяти игр и на протяжении всех семи игр не выигрываете ничего, но при этом тратите фишки на коллах и доводите винрейт до плинтуса.
Это уже говорит о том, что ваши результаты могут быть улучшены как минимум на 70 % только за счет устранения этого лика, который очевидно обходится вам дороже всего. На это потребуется немало времени, поскольку придется создавать с нуля новую адекватную игровую стратегию, определять номинальный диапазон рук, с которыми вы обоснованно будете разыгрывать, погружаться в покерную психологию и так далее по цепочке со вспомогательными вытекающими.
Дорогостоящие лики необходимо устранять в первую очередь даже несмотря на то, что они могут быть очень запутанными, как в рассмотренном примере. В такой ситуации лик нужно разделить на составляющие и начать пошаговый процесс усовершенствования игры.
Третий этап: теория покера
Для этого, разумеется, используете все возможные способы: специализированная литература, видео с комментариями профессионалов, анализ каждой раздачи с вашим участием. Работа над ликами – это своего рода лечение от вредных привычек.
Как использовать лики соперников против них?
Когда вы набрались достаточно опыта, анализировать игру оппонентов становится значительно проще. В процессе анализа вычленяете детали и сопоставляете их с игрой на определенной дистанции. Как только станет понятно, что в действиях соперника в определенных ситуациях присутствует закономерность, значит вы выявили его лик. Теперь, грубо говоря, на 80% можете полагать, что в очередной раз игрок применит ту же самую тактику.
Допустим, вы подловили его на том, что каждый раз, имея на руках сильную комбинацию, он играет слоуплей или что-то вроде того. Разумеется, это делается для раздутия банка за ваш счет. Если в наличии нет определенно сильнейшей руки, можно сбросить карты.
Как выявить лики оппонентов?
Так же, как и собственные. Компонуете полную информацию по игре или сессии и пытаетесь раскрыть их логику и закономерности. Тактический прием, при котором вы играете вторым номером, при этом зная об ахиллесовой пяте оппонента и используя ее в свою пользу в покере называется аджастингом, и это высший пилотаж.
Использование покерных программ
Наиболее эффективный инструмент для анализа все-таки специализированный софт – PokerTracker или Hold’em Manager. Далеко не все будет понятно на первых порах. Но когда вы сможете моделировать раздачи и выводить всевозможные статистические данные по результативности, включая наглядные графики, сравнения и тому подобное, как минимум, слабые игроки станут для вас открытой книгой.
Топ-5 наиболее распространенных недостатков
Редкая защита блайндов или ее отсутствие. По-другому такой лик можно назвать «пан или пропал». Игрок использует крайне узкий диапазон, в результате чего играя вне позиции постоянно сбрасывает карты, если не собирается та рука, которую он готов разыгрывать по заранее составленному плану. Да, мы неоднократно говорили о том, что ужасно пытаться все время проскочить во флоп с любыми картами. Нужна золотая середина. Скажем так, даже такая сильная рука как Туз-Король получают на флопе пару или продолжение более сильной комбинации в 1/3 случаев. Соответственно, если карты сбрасывают в 2/3 случаев, это очевидный лик. Защищать блайнды можно и нужно, но вдумчиво.
Сброс руки после продолженной ставки. Ставка-продолжение специально вынесена за рамки обычных ставок и, тем более, ререйзов. Она характерна незначительным повышением, соответственно, отвечать на нее нужно таким несущественным рейзом. Запомните: чем меньше размер ставки оппонента, тем реже после нее нужен фолд.
Сильная агрессия на последней улице. Номинально ничего предрассудительного в этом нет. Проблема в том, что многие агрессивных игроки страдают хронической формой этого лика, в результате чего становятся предсказуемыми на заключительном этапе игры.
Широкий диапазон играемых стартовых рук. Для винрейта это может быть неплохо, а для конкретных финансовых результатов – вариант очень плохой.
Частая агрессия на третьей улице и боязнь блефа. Первое позволяет соперникам прочитать вашу руку и, что еще хуже, понять вашу стратегию игры в покер в целом. Что касается боязни блефа, да профессионалы маскируют его мастерски, ваша задача – сначала провести анализ задач начиная с префлопа, а уж потом определять вероятность чего выше: блефа или сильнейшей руки.